13:31

У нас в музее вчера выставка открылась (сегодня проспал 13 часов)), посвящённая 90-летию декрета Совнаркома "О ликвидации безграмотности".

Перепись населения 1897 года показала катастрофические, по сравнению с Европой, данные: почти 80% населения России, - неграмотные (это при том, что грамотным считали тех, кто мог написать своё имя). Среди мужчин грамотным был каждый третий (29,3%), а среди женщин, одна из десяти (13,1%).

Царская власть так и не уделила этому вопросу особого значения. В бюджете даже не было статьи на образование. К 1914 году на всю Российскую империю насчитывалось всего около 700 общеобразовательных учреждений (более 400 гимназий, 276 училищ, 9 университетов). При этом подростали 6 000 000 беспризорных, неграмотных детей, которые не умели ничего. Это была целая армия будущих воров и проституток.

Советская власть взялась обучить всех. Согласно декрету каждый человек (в возрасте от 8 до 50 лет), был обязан посещать школу. Была развёрнута широчайшая агит-кампания, по всей стране штамповали плакаты, разбрасывали листовки, призывали учиться всеми возможными способами.

Были выпущены новые буквари, где вместо "Белки" был нарисован "Буржуй", вместо "Кошки", - "Коммуна", а вместо "Леща", - "Ленин". Несмотря на то, что учителя, с их мизерной зарплатой, относились к беднейшему классу, большинство из них не поддержали новую власть и отказывались обучать по новой учебной программе.. Учителей не хватало, и был выдвинут лозунг: "Грамотный, - обучи неграмотного!"...

При чудовищном голоде в деревне, когда в крестьянских семьях были известны случаи поедания детей, на "ЛикБез" были затрачены огромные деньги. Но к концу 30-ых годов, безграмотность в стране была побеждена...



@темы: гим

Комментарии
22.10.2009 в 14:05

Атеизм - вера в то, что за то, что ты сделал, тебе ничего не будет
я конечно извиняюсь, но в посте про выставку "О ликвидации безграмотности" видетьПерепесь, выпущенны и Учитилей немного странно...
22.10.2009 в 14:35

Отдел по борьбе с такими, как вы
Удивительно, насколько большевистская пропаганда живуча. Только недавно в одной из дискуссий оппонент заявил мне, что в Империи никак не боролись с голодом. Теперь вот читаю, что Империя не заботилась об образовании подданных...

Между тем...

Особое внимание было уделено накоплению человеческого капитала. Огромные средства выделяются на развитие науки и образования. В 1913 году общий тираж книг составил 106 млн экземпляро.

Общие расходы только по Министерству народного просвещения повысились с 1907 по 1911 год более чем вдвое - с 45,9 до 97,6 млн. рублей. Кроме того, в 1911 году расходы на науку и просвещение по смете Святейшего Синода превысили 18 млн. рублей, а по смете других ведомств - ещё 27 млн. За это же время (1907-1911 гг.) расходы на высшее образованиеувеличились с 6,9 до 7,5 млн. рублей. Росли ассигнования на среднее образование: на гимназии, реальные и технические училища, учительские институты, семинарии и школы (с 13,8 до 17,1 млн. рублей за период 1907-1911 гг.). Максимальные средства выделялись на начальное образование. Если в 1907 году на него расходовалось 9,7 млн. рублей, то в 1911 году - уже 39,7 млн. Министерство народного просвещения предоставляло земствам и городам кредиты на введение всеобщего обучения. К лету 1911 года сумма таких кредитов достигла 16,5 млн. рублей. В июне 1908 года, в связи с введением всеобщего начального образования в России, Третья Государственная Дума ассигновала дополнительно еще 6,9 млн. рублей. Часть этих средств направлялась на постройку и оборудование училищ, часть - на выдачу училищам пособий, которые предназначались исключительно на содержание учителей. По планам Министерства народного просвещения, все дети дошкольного возраста должны были получить со временем бесплатное минимальное образование. Соответствующие планы разрабатывались и земствами. Обязательное для всех обучение было введено в 1908 г. [82].

За 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 млн. рублей возросли до 161,2 млн. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70 000 000 р. в 1894 г. до 300 000 000 р. в 1913 г. В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом [83].



Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России. Впрочем, Россия и так почти достигла этого результата. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Несомненно, что они обучались грамоте при дореволюционном режиме. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в ХХ веке первое место в Европе. Неимущие студенты очень часто освобождались от какой-либо платы за обучение [84].

В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3000000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. В 1915 году было создано 32 300 кооперативов с 12 млн крестьян членов [85].

В 1897 году только 24% населения старше 10 лет умело читать, в 1914 году этот показатель достиг 45%. В 1914 году 73% призывников уже умели читать [86].

В области народного просвещения и образования также происходили быстрые улучшения. В начале XX века грамотными были лишь 25% населения - но это опять-таки в среднем по империи; в крупных городах европейской России число грамотных достигало 50%; а среди молодежи еще больше; причем тогда грамотность для женщин считалась необязательной - и это ухудшало средние цифры; мужское же население имело гораздо более высокий процент. В 1908 году было введено всеобщее бесплатное начальное обучение и ежегодно открывалось 10 000 начальных школ (уже в 1911 году их насчитывалось более 100 000, из них 38 000 церковно-приходских), в результате чего к 1922 году неграмотность молодых поколений должна была исчезнуть. (В 1920 году, по советским данным, 86% молодежи от 12 до 16 лет умели читать и писать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) [87].

В 1913-1914 учебном году в разных типах начальных и средних школ обычалось 8,7 млн юношей и девушек. Количество студентов составило 71,4 тыс. Из них 35,7 тыс были студентами 10-ти российских университетов. Остальные, видимо, учились в военных академиях [88]. В технических вузах процент выходцев из разночинцев составлял 72% [89].

Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны. В отношении же среднего и высшего образования женщин (тогда оно еще не считалось само собой разумеющимся) Россия шла впереди Западной Европы: в 1914 году имелись 965 женских гимназий и Высшие женские курсы (фактически университеты) во всех крупных городах. Правительство продолжало открывать университеты. В октябре 1909 года был открыт Саратовкий университет [90].

Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии [91].

Была принята программа введения всеобщего начального образования по всей России. 3 мая 1908 года был введeн закон об обязательном начальном обучении. В июне 1908 года, в связи с введением всеобщего начального образования в России, Третья Государственная Дума ассигновала дополнительно еще 6,9 млн. рублей. Часть этих средств направлялась на постройку и оборудование училищ, часть - на выдачу училищам пособий, которые предназначались исключительно на содержание учителей. По планам Министерства народного просвещения, все дети дошкольного возраста должны были получить со временем бесплатное минимальное образование. Соответствующие планы разрабатывались и земствами. Министерство народного просвещения предоставляло земствам и городам кредиты на введение всеобщего обучения. К лету 1911 года сумма таких кредитов достигла 16,5 млн. рублей.

Общие расходы только по Министерству народного просвещения повысились с 1907 по 1911 год более чем вдвое - с 45,9 до 97,6 млн. рублей. Кроме того, в 1911 году расходы на науку и просвещение по смете Святейшего Синода превысили 18 млн. рублей, а по смете других ведомств - ещё 27 млн. За это же время (1907-1911 гг.) расходы на высшее образование увеличились с 6,9 до 7,5 млн. рублей. Росли ассигнования на среднее образование: на гимназии, реальные и технические училища, учительские институты, семинарии и школы (с 13,8 до 17,1 млн. рублей за период 1907-1911 гг.). Максимальные средства выделялись на начальное образование. Если в 1907 году на него расходовалось 9,7 млн. рублей, то в 1911 году - уже 39,7 млн.

©

И ещё: огромные массы беспризорных детей - это последствия Гражданской войны. К чести большевиков, с беспризорностью они боролись и даже победили её. Но это всё ситуация, которая называется "я тебя породил - я тебя и убью.
22.10.2009 в 14:57

С уважением, Сергей Николаевич
Весьма и весьма интересно....

Сравниваются данные 1897 года и 1908 года. За эти 10 лет в Российской империи произошли огромнейшие измененения и весьма важные события - революция (?) 1905 года, война с Японией и впервые создан парламент. Надо отдать должное тогдашнему правительству - оно очень быстро усвоило уроки 1905 года.

Но количество школ мало соотносится с уровнем грамотности. Так же, как и количество ВУЗов и студентов с качеством промышленной продукции.

Мои предки рассматривали хождение детей в школу как повинность. Вот время тратят вместо того, что бы вкалывать на благо семьи. Посему бабушка моя (1897 года рождения) читать-писать умела с некоторым трудом. Зачем ей это было нужно в деревне? Потом уже, ей пришлось все это вспоминать и восстанавливать. Даже позже, уже в 40-х годах отношение осталось таким же. Правда несколько сместилось - 7 классов закончил и вкалывай, нефиг штаны просиживать...

Вот читаю эти данные и меня терзают смутные подозрения....
22.10.2009 в 15:49

thery
Спасибо, исправил. Вот такой я грамотей, чего уж тут...
Кстати, слышал, что "извиняюсь", - выражение неграмотное. Извинить самого семя нельзя, об этом можно только попросить. Я на этом не настаиваю, а спрашиваю: это действительно так?

skuratov-belsky
Не знаю, откуда взяты эти фантастические цифры. Спасибо за ссыль, с удовольствием почитаю. Хотя, ввиду низкой образованности, я вряд ли смогу поспорить со всякими с. миронинами, п. грегори, и кара-мурзами…
Всё что я рассказал, никакая не большевистская пропаганда, а рассказ беспристрастных историков, на основе документов. Не ссылок на книги и архивы, а реальных, столетних бумажек, которые вот они, в витрине лежат.
Кстати, «6000000 беспризорных детей, необслуженных школой» (именно так написано, жаль я не сфотографировал), - это плакат 1921 года. Так, что скорее это наследие первой мировой…

Сергей Николаевич
Совершенно верно, далеко не все крестьяне в деревне понимали, нафига им тратить на это время, когда «сев на носу»…
22.10.2009 в 15:56

С уважением, Сергей Николаевич
timik
Во-во...

И еще одно: количество затраченных на образование денег не всегда соотносится с количеством обучаемых и, самое главное, с результатом обучения.

Как известно, СССР был ведущей страной по количеству врачей. А по количеству больных?
22.10.2009 в 16:39

Атеизм - вера в то, что за то, что ты сделал, тебе ничего не будет
timik нагуглилось:
1.по Ушакову:
ИЗВИНЯ'ТЬСЯ, я́юсь, я́ешься, несов.
1. Несов. к извиниться. 2. Страд. к извинять. 3. 1 л. наст. вр. извиня́юсь употр. также в знач. извини, извините меня (простореч.). Извиняюсь, я опоздал.
(с)Яндекс-словари
2. Правильно извини, извините, слово извиняюсь полного значения просьбы не выражает. :)
(с) gramota.ru
22.10.2009 в 16:51

Отдел по борьбе с такими, как вы
timik
рассказ беспристрастных историков
Таких, к сожалению, не бывает, да.

на основе документов
Советских документов?

это плакат 1921 года
Гражданская война в основном закончилась к 20-му году, когда был взят Крым. Потом уже на Дальнем Востоке заканчивали - но это уже мелочи. Так что, эти дети - наследие Гражданской. В Империи беспризорники, конечно, тоже были, но отнюдь не в таких впечатляющих количествах.

Сергей Николаевич
осему бабушка моя (1897 года рождения) читать-писать умела с некоторым трудом.
И, тем не менее, умела.

Зачем ей это было нужно в деревне?
Например, чтобы читать Евангелие. Вы не учитываете, что мы сейчас говорим именно о грамотности, а не о среднем образовании с тригонометрическими уравнениями и сочинениями "на заданную тему".

количество затраченных на образование денег не всегда соотносится с количеством обучаемых и, самое главное, с результатом обучения.
Вам перечислить русских учёных и писателей конца 19-начала 20 века? Или сами припомните? Это я, если что, о качестве образования.
22.10.2009 в 17:35

thery
спасибо, любопытно )

skuratov-belsky
Таких, к сожалению, не бывает, да. - Если и так, то конкретно эта женщина, автор выставки, лично придерживается самых антикоммунистических взглядов.
на основе Советских документов? - А данные о дореволюционной жизни, беруться из ДОсоветких документов. Других источников нам не дано )
Вам перечислить русских учёных и писателей конца 19-начала 20 века? - Речь шла о "послереволюции". О том, что Советская Власть вбухала прорву денег в образование. (только от этого грамотный крестьянин больше хлеба отдавать не стал))
22.10.2009 в 17:45

С уважением, Сергей Николаевич
skuratov-belsky
Например, чтобы читать Евангелие.
Некогда им там было читать. Даже Евангелие. С рассветом начали, с закатом закончили. Читали в основном указы и распоряжения. А Евангелия, даже Библия, у моей бабушки появилась только в конце 50-х годов.

Вам перечислить русских учёных и писателей конца 19-начала 20 века? Или сами припомните?
Сам знаю. И про ученых и про писателей. Конец 19 - начало 20 века вообще очень интересен. И неоднозначен. Но образование - это не писатели. И даже не ученые. Это квалифицированные, знающие, грамотные и соображающие рабочие и инженеры.

Кстати, в книгах Гарина-Михайловского, ("Инженеры") это очень ярко описано. Там есть момент, когда молодого инженера принимают на работу.... И ему задают вопросы.

А вот пример из другого времени: наше советское высшее образование всегда нахваливают. Но лучшие в мире инженеры не смогли наладить выпуск достойного автомобиля, достойного компьютера.... И не надо говорить, что это происки врагов, коммунистов, демократов и т.д. Похоже, что корни проблемы где-то очень далеко. Но вот где?

Я сейчас сталкиваюсь с этими проблемами. Долгое время я работаю в ВУЗе, преподаю. И вел занятия по отечественным методикам и учился по ним. За последний год прошел переобучение по буржуйским методикам, сейчас по ним веду занятия.

То, что напряжение, объем материала в единицу времени выдаваемого на студента отличается в разы, даже говорить не приходится. То, что в нашем ВУЗе проходится за 3 года мы вбиваем за 280 часов. Это с учетом лабораторных работ, которые проводятся на действующем оборудовании. Причем лабораторка идет примерно так: вот тебе два-три устройства, вот тебе схема - что б работало. Вспомните наши лабораторные работы....

У нас учат спокойному познанию. Медленно, вдумчиво.... Вы узнаете и тьму теорем и их доказательство. Сможете посчитать дисперсию сигнала и вычислить его информационную емкость. Но настроить банальный маршрутизатор с 2-мя интерфейсами - нет. Этому даже не учат специалистов по сетям. Теорем масса, математики масса - а как соединить два устройства не знают.... А по буржуйским методикам - все наоборот. Там учат как быстро решить проблему, как наработать навык. И учат очень-очень быстро....

Я не скажу, что буржуйские методики идеальны... Совсем нет. Но то, что они результативней - да.
21.03.2010 в 00:16

Я НЕ В ТЕМЕ!
timik Логика говорит, что если слово извиняюсь означает извиняю себя, то слова плююсь, кусаюсь, царапаюсь, означают также действия по отношению к себе. ))))

Сергей Николаевич Опять же логика говорит, что по таким буржуйским методикам должны обучать в ПТУ))) Именно не "что", а "как" в приложении к практике.... Правда, это именно теория, потому как сами понимаете...
21.03.2010 в 00:22

Я НЕ В ТЕМЕ!
skuratov-belsky Вроде бы установленной для школ нормой по 1908 году был расход в 390 р на 50 учеников в год.(зп учителей+мелочи.)
Если посчитать бюджет 1911 г целиком уходящим на школы, то увидим, что 98 000 000 \7,8 = ~12 000 000, что безусловно меньше, чем количество детей школьного возраста в Империи. При том, что бюджет, опять же, безусловно не уходил туда целиком. Т.е. даже в 1911 году охвачено всеобучем было хорошо если 50% процентов детей... А скорее заметно меньше.
21.03.2010 в 00:32

Я НЕ В ТЕМЕ!
БСЭ

Численность
учащихся, млн.1 914/15 9,719 40/41 35,6

В том числе:
в 1—3-х классах 8,1 16,1
в 4—8-х классах 1,5 18,2
в 9—10-х классах 0,1 1,3
21.03.2010 в 00:35

Я НЕ В ТЕМЕ!
При этом количество детей, думаю, было примерно равным. А ликбез к 40 году уже закончился, так что это про детей.
21.03.2010 в 00:42

Я НЕ В ТЕМЕ!
Проскользнула инфа, что количество детей от 6 до 18 лет в Империи на 1914 составляло около 50млн. Т.е сравнивая с цифрами учащихся - далеко не радужно...
22.03.2010 в 11:26

Отдел по борьбе с такими, как вы
Сергей Николаевич
Некогда им там было читать. Даже Евангелие.... Читали в основном указы и распоряжения. А Евангелия, даже Библия, у моей бабушки появилась только в конце 50-х годов.
Я даже комментировать не буду. Просто представил себе крестьянина, читающего указы и распоряжения, но не читающего ни Псалтири, ни Писания...

пример из художественной литературы

Это квалифицированные, знающие, грамотные и соображающие рабочие и инженеры.
А их так-таки и не было?

Но лучшие в мире инженеры не смогли наладить выпуск достойного автомобиля, достойного компьютера....
Зато они делали лучшее в мире оружие, мдя. И ракеты в космос запускали. Вопрос приоритетов, знаете ли.

Про "буржуйские методы" Lans-Kaspier ответил совершенно точно. Добавить нечего.

Lans-Kaspier, статистика - коварная штука. Тем более - статистика "от БСЭ". Ну вот к примеру, написано "численность учащихся". А какие учебные заведения учитывались? Общее количество? Или только гимназии? Учитывались ли земские и воскресные школы, ремесленные училища, частные пансионы? При этом вполне очевидно, что домашнее образование, популярное не только в дворянской среде, но и вообще среди обеспеченных людей, в эту статистику не попадает. Не попадают в неё и дети, отданные "в учение" ремеслу, хотя можно предположить, что обыкновенным приказчиком в купецкой лавке неграмотный и не умеющий считать человек быть просто не может. Откуда взялись 8-10 классы, если даже в гимназиях их было стандартно 7, плюс один подготовительный? И, нет - число детей определённо не было равным. Так, по переписи 1897 года в РИ проживало 125,6 млн. человек, из них 56,5 млн. в возрасте от 1 года до 19 лет. По переписи же 1939 года - 170,5 млн. человек, из них 70,9 млн. в возрасте 1-19 лет.
22.03.2010 в 12:01

Я НЕ В ТЕМЕ!
О статистике и населении. Если верить:
www.demoscope.ru/weekly/knigi/polka/gold_fund05...
читать дальше

Вики дает:
читать дальше

125,6 млн. человек \ из них 56,5 млн. = 2,2
170,5 млн. человек, \из них 70,9 млн. = 2,4

Соотношение по возрастам изменилось не в разы. Т.е. логично считать, что возрастная структура между этими переписями была примерно той же. Если население было таким же, то и количество детей было таким же.

Соотношение же 9млн. учащихся и 35 млн. учащихся, думаю домашним образованием и отданием в обучение не выправить. Думаю, что БСЭ пользовалась данными имперской статистики, других-то не было.

Про десятые же классы, я задумался. Возможно, туда засчитали также лицеистов и какие-то еще учебные заведения по курсу средней и высшей школы? Они учились свои 8-11 класс.

В 30-х годах основная масса учеников вроде бы училась как раз по курсу 7-летнего образования с возможностью продолжить обучение после семилетки, на что шли не все. Это в принципе можно приравнять...
22.03.2010 в 15:45

Что-то я совсем запутался. Слишком много цифр )

skuratov-belsky
Если отбросить высшее образование (мы говорим только о ликвидации безграмотности), и не отвлекаться на то, сколько рублей кому выделено, и на что потрачено, остаются всего ДВЕ цифры. Ты сам их привёл, и этого достаточно:
1) 1897год - количество детей в империи - 56,5 млн.
2) 1914год - обучается (в разных типах начальных и средних школ) - 8,7 млн учеников
То есть училось грамоте 15% детей. Вот и всё.

Да, Российская Империя, вкладывала средства в образование, никто не спорит. Но ещё очень недостаточные. Даже в 1926 г. СССР занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы!

С 1920года, ВЧК-ликбез принял декрет, о том, что каждый населенный пункт где есть больше 15 человек безграмотных, обязан иметь школу грамоты (ликпункт).
И только к 1939 году, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приблизилась к 90 %.
22.03.2010 в 15:51

Отдел по борьбе с такими, как вы
Lans-Kaspier, в принципе, достаточно уже того, что в РИ дело с образованием и грамотностью обстояло несколько не так страшно, как об этом говорится в советской пропаганде. А так - всё равно, каждый останется при своём мнении.

Нашёл ещё данные по конкретному региону, по которым очень хорошо прослеживается тенденция (sic!)

читать дальше

И т.д. - вон там.
22.03.2010 в 16:12

Отдел по борьбе с такими, как вы
timik
Да, Российская Империя, вкладывала средства в образование, никто не спорит.
Ну вот, уже достижение после
Царская власть так и не уделила этому вопросу особого значения. В бюджете даже не было статьи на образование.
:-D

В предыдущем посте данные по Манчжурии. Очень наглядно показано развитие, я так считаю. А большевикам так или иначе нужно было ликвидировать тех самых, порождённых революцией и Гражданской беспризорных.


С 1920года, ВЧК-ликбез принял декрет, о том, что каждый населенный пункт где есть больше 15 человек безграмотных, обязан иметь школу грамоты (ликпункт).


Состав нижних чинов армии по образованию до поступления на военную службу (1912 г.):

С высшим образованием - 1480 (0,12%)
Со средним образованием - 6087 (0,48%)
С законченным "низшим" (т.е. начальным) образованием - 125494 (9,96%)
"Без образовательного ценза" - 1127098 (89,44%)

Грамотных - 604737 (47,99%)
Малограмотных - 301878 (23,96%)
Неграмотных - 353544 (28,06%)

Источник: Военно-статистический ежегодник за 1912 год. СПб., 1914

Т.е., 72% низших чинов русской армии-1912 до поступления на военную службу были грамотны (правда, у большинства из них образование было в объёме 1-2 классов, но ликпункты давали не больше).
При этом общий уровень грамотности и те самые "15 человек на населённый пункт" включали в себя не только молодёжь, но и людей старшего поколения.
Ну и сам предположи, сколько из этих нижних чинов погибли в Гражданскую? Неудивительно, что Даже в 1926 г. СССР занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы! Кстати, по этим цифрам можно увидеть, сколько людей стало грамотными, не получив официального образования.
22.03.2010 в 16:46

Отдел по борьбе с такими, как вы
Вон там ещё интересные данные есть.
22.03.2010 в 17:50

Хорошо, по поводу: "Царская власть так и не уделила этому вопросу особого значения. В бюджете даже не было статьи на образование." признаю, это я сильно погорячился.. Беру свои слова обратно )

Но всё ж таки, останусь при своём мнении, что большевистский ликбез, - вещь уникальная.
Что-то же заставило их развернуть эту кампанию! (А она была! Это не "сталинские мифы", есть куча документальных свидетельств о том, насколько серьёзно большевики взялись за эту проблему)
Ведь шёл 1919 год - это апогей военного коммунизма, эпидемии и голод. Сейчас вообще не понятно как такое в голову могло придти, декрет этот издать... 19-й год настолько сложный, что у Ленина был план, снова уйти на подпольную работу, и готовился заграничный паспорт, на случай если придётся покинуть Россию (это по воспоминаниям Бухарина).
И вдруг, огромные средства бросаются на образование. Для этого нужны были сильные политические причины... Конечно, вряд ли большевиков, беспокоило национальное достоинство нашей страны. В первую очередь это была пропаганда. Ведь первые фразы, которые учились писать ученики, были о торжестве революции...

Но как бы то ни было, их программа им удалась. И наши бабушки и дедушки умеют читать и писать с детства )
22.03.2010 в 19:21

Я НЕ В ТЕМЕ!
timik Если точнее - я накидал источников, что в 1914 г. в РИ было 70 млн. детей, из них 9 млн учились. Это примерно 12%.

А большевики огромные усилия бросили на обучение грамоте взрослых...
Ну да, вполне логично, что во время Гражданской войны грамотность просела, несмотря на все усилия....
23.03.2010 в 10:50

Отдел по борьбе с такими, как вы
Что-то же заставило их развернуть эту кампанию! (А она была! Это не "сталинские мифы", есть куча документальных свидетельств о том, насколько серьёзно большевики взялись за эту проблему)
Причин масса. В основном, как ты и написал, ликпункты использовались для агитации и пропаганды.

"В начале 20-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Срок обучения составлял 3-4 месяца".

"В Наркомпросе были разработаны методики обучения грамоте с применением политически актуальных и понятных взрослым учащимся лозунгов и простых текстов".
©

Сейчас вообще не понятно как такое в голову могло придти, декрет этот издать...
Крупская, вообще-то, педагогом была. Нужно же было и ей чем-то заниматься.

Но как бы то ни было, их программа им удалась.

Это, мягко говоря, не соответствует действительности.

"В 1918 году была осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. ... перемена графики делала неэффективной грамотность, освоенную взрослыми в предшествующие годы". ©

"Вот Агитпроп ЦК произвел обследование нескольких волостей. Возьмем одну из этих обследованных волостей в Воронежской губернии. Сколько там селений? 144 селения. А учреждениями политпросвета сколько обслужено? Не обслужено 131 – значит, только 13 селений обслужено учреждениями политпросвета, и притом какими? Не только избами-читальнями, но и красными уголками, т. е. самой первоначальной формой политпросветучреждений.
И такое положение дел не просто печальное исключение – это скорее правило.". © (речь Крупской на XV съезде ВКП (б), 1927 год)

"В перепись населения 1937 года учет велся только наличного населения. Из проекта были исключены вопросы о жилище, семье, о месте рождения и продолжительности проживания в одном месте, о побочном занятии, положении в занятии, дававшие характеристику социального статуса. Был включен вопрос о религии....
... Кроме того, 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности". ©

"Грамотность
...
В процессе реализации провозглашённой идеи культурной революции задача распространения Г. решалась как за счёт внешк. источников, так и за счёт последо-ват. расширения и укрепления шк. сети. Именно последнее обстоятельство позволило в 1930 законодательно ввести всеобщее обязат. нач. обучение в объёме 4 классов и включить всё подрастающее поколение в систему совр. культуры. В кон. 30-х гг. достигнут уровень Г. населения св. 80%. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Вел. Отеч. войны. Процесс становления полной Г. завершался в кон. 60-х и в 70-е гг.: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в т. ч. и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959—32,9%, в 1970 — 22,4%, в 1979 — 11,3%. ©

То есть, даже в 1979 году в СССР 11,3% населения не имели законченного начального образования.
23.03.2010 в 11:22

С уважением, Сергей Николаевич
skuratov-belsky
Это не значит, что крестьяне только и делали, что целыми днями читали указы и распоряжения. Они читали то, что им было необходимо в повседневной жизни. Когда в семье семеро детей, в деревне, читать будет просто некогда. Даже если очень хочется читать. А вот читать указивки начальства приходится. Пусть и хором, но приходится... Потому, как от этого многое зависит. А вот от чтения всего остального серьезного прибытку нет. Но это относится к людям старшего и среднего возраста.

А вот более молодые, дядья мои и тетки, уже читали гораздо больше. Даже в деревне. Потому что требования к уровню грамотности даже крестьян в конце 30-х годов выросли многократно. Да и желание уехать из деревни тоже требовало сравнительно высокого уровня образования - нужно было учиться.
23.03.2010 в 15:09

Отдел по борьбе с такими, как вы
Сергей Николаевич, среднему крестьянину в РИ в повседневной жизни за всю историю понадобились, пожалуй, ровно 4 "указивки", касающиеся пертурбаций с Юрьевым днём и отмены крепостного права, но я сильно сомневаюсь, что крестьяне хором читали, к примеру, Судебник 1497 года. Все остальные распоряжения доносились помещиком в устно-матерном порядке. В то время, как священные книги требовались каждую церковную службу. Я Вам больше скажу: с окончанием осеннего "свадебного" периода у крестьян появлялось довольно много свободного времени: зимой сельскохозяйственная деятельность замирает.
А с переездом в город после отмены крепостного права у крестьян вообще никаких проблем не было. В отличие от колхозников, которым, независимо от грамотности, паспорта не выдавали, ЕМНИП, с 1932 аж до 1974 года.
Да, кстати, представление о крестьянских детях у Вас, видимо, основывается на современной молодёжи? :-D
23.03.2010 в 16:16

С уважением, Сергей Николаевич
skuratov-belsky
Я про времена столь давние не говорю. Я говорю о начале 20-го века. Бабушка моя жила в деревне. Читала. Писала с трудом. Закончила начальную школу, в 1916 или в 1917 вышла замуж. После рождения меня и брата переехала к нам, в Москву. Так вот ей, ее мужу, моему деду, читать художественную литературу было банально некогда - работать надо, семеро детей. А от чтения книг в амбаре ничего не прибавляется. Так что читали они, в основном то, что непосредственно касалось их работы - то есть документы-указивки. Тем более, что дед был в сельсовете. Да еще и после службы в армии.

В отличие от колхозников, которым, независимо от грамотности, паспорта не выдавали, ЕМНИП, с 1932 аж до 1974 года.
Не совсем так... Иначе как бы мои родственники переехали в Москву? Без паспортов-то? А ведь все мои родичи (как и миллионы других) перебрались из деревни в города. Мои родичи перебирались в конце 20-х (по отцовой линии) и сразу после войны, в конце 40-х годов (это со стороны матери).

В то время, как священные книги требовались каждую церковную службу.
Кто в церкви на службе читает книгу? Вот тот, кто читает, тот грамоте и разумеет...

Был у меня один прадед, который и Библию читал и слыл большим грамотеем.... Только раскулачили его. После чего он быстро помер. Он Библию читал, потому что у него время на это было. Немного времени, но было - часа 2-3 в неделю, как мне рассказывали.

А вот дети их - мои дяди и тети, те уже учились больше. Потому как выбраться из деревни можно было только чему-то научившись.

больше скажу: с окончанием осеннего "свадебного" периода у крестьян появлялось довольно много свободного времени: зимой сельскохозяйственная деятельность замирает.
Да. Только вот световой день короткий. А керосин денег стоит. А денег у них было мало.

Конечно, мои предки вряд ли представляют серьезную выборку для понимания ситуации с образованием в деревне в начале 20-го века. Но, показатель какой-то есть. Рубеж качественного скачка - те, кто родился примерно в 1900 году. Моя бабушка со стороны матери (1897 год) имела весьма неважное образование. Они были самые простые крестьяне. А вот со стороны отца, где были побогаче и помоложе (дед мой 1906 года) - те были куда образованней.
23.03.2010 в 16:20

С уважением, Сергей Николаевич
skuratov-belsky
Да, кстати, А. М. Пешков (Горький) не указывает, по какой книге его учили. Псалтырь ли или Евангелие...
24.03.2010 в 09:50

Отдел по борьбе с такими, как вы
Сергей Николаевич
Читала. Писала с трудом. Закончила начальную школу,
О том и речь, о том и речь... Стало быть, грамотной она стала отнюдь не благодаря большевикам.

работать надо, семеро детей
Я кагбэ в очередной раз намекаю, что дети в крестьянской семье - это не обуза и нахлебники, а помощники, снимающие со старших значительную часть работы по хозяйству.

Тем более, что дед был в сельсовете. Да еще и после службы в армии.
Я говорил о Российской Империи, а Вы - об СССР. Отсюда и непонимание. Естественно, в это время крестьяне читали не Библию (тем более в сельсовете).

Кто в церкви на службе читает книгу? Вот тот, кто читает, тот грамоте и разумеет...
Он - в обязательном порядке. Но пастырская деятельность службами не ограничивается.

Был у меня один прадед, который и Библию читал и слыл большим грамотеем.... Только раскулачили его. После чего он быстро помер.
Собственно, именно поэтому большевикам и пришлось в конечном счёте ликвидировать неграмотность. Уж больно процент грамотных снизился.

Не совсем так...
Я не знаю, каким образом перебирались в Нерезиновку Ваши родственники, но существует масса источников по паспортной системе в СССР. Паспорта колхозникам начали выдавать лишь в 1974 году, это есть факт.

Только вот световой день короткий.
Я и не говорил, что они читали целыми днями, а тем более - ночами. Но свободное время у них было. Плюс к тому Вы, будучи материалистом, всё сводите к "в амбаре не прибавится". Крестьянин же в конце19 - начале 20 века думал не только о теле, но и о душе.

А. М. Пешков (Горький) не указывает, по какой книге его учили. Псалтырь ли или Евангелие.
Нууу, Сергей Николаевич... стыдно, стыдно. Вы, вроде бы, в советской школе учились, не должны бы фурсенковщиной страдать... Классиков, как говорится, нужно не только почитать, но и почитывать.

"Плохо говорил, а понять можно, и верно это: верховые края наши неласковы, ниже-то по Волге теплей земля, а по-за Каспием будто и вовсе снегу не бывает. В это можно поверить: ни в Евангелии, ни в деяниях, ни того паче во Псалтыре про снег, про зиму не упоминается, а места жития Христова — в той стороне... Вот Псалтырь кончим, начну я с тобой Евангелие читать". ©
24.03.2010 в 12:00

С уважением, Сергей Николаевич
skuratov-belsky
Стало быть, грамотной она стала отнюдь не благодаря большевикам.
Конечно. А вот дед по отцу, более грамотный и образованный, пошел в школу тоже не при большевиках. Но он моложе всего-то лет на 8, а образование уже другое.

Думается мне, что дело в потребности. Развивающаяся промышленность требовала более образованных людей. Часть народу (кто постарше) уже было сложно переобучить, а молодых научить легче. Поэтому и начали больше внимания уделять подготовке, хотя бы начальной...

Ну, а гражданская война все это отодвинула. И потом приоритетом стало уже знание для изучения иделогических текстов, а не каких-то других, не для формирования нового знания.

помощники, снимающие со старших значительную часть работы по хозяйству.
Только с определенного возраста. Лет с 12-14 уже помошник. Но опять же, это касается времен после 17-го года, поскольку мои источники того времени. Меня тоже примерно с 13 лет начали привлекать к помощи. Да и мне самому уже было интересно, какое-то новое знание, новое умение.

Уж больно процент грамотных снизился.
Да. И, возможно, он снизился даже больше, чем указано в приведенных в ходе дискуссии данных. И, наверное, стоит говорить не о грамотных людях, а об образованных - умеющих добывать новое знание, развивающихся. 8 (или 10) лет разрухи, революций и войн не прошли даром - много знающих людей погибло, система образования развалилась. А кроме того, есть еще одно - нужно было доводить до населения новую идеологию.

Паспорта колхозникам начали выдавать лишь в 1974 году, это есть факт.
Да. Но существовало несколько совершенно нормальных способов колхознику получить паспорт:
- учеба. ПТУ, ФЗО и т.д. и т.п. Потом работа. Моя мать так получала паспорт - поступила в школу медсестер. Другие мои дяди тоже поступали на учебу во всякие профессионально-технические заведения.
- армия. После службы можно было получить паспорт, вот подробностей этого мехнизма я не очень знаю.
- один зацепился, начинает перетаскивать остальных, прописывает к себе.

Но эти способы касались, в основном, молодых, после школы (7-8-10 классов). Более взрослым было сложнее.

Крестьянин же в конце19 - начале 20 века думал не только о теле, но и о душе.
Тут ведь многое от самого человека зависит - как он будет использовать умение читать. Тот же Горький (он ведь из мещан?) использовал удачно. А другие, кто с ним рядом был? Население РИ тогда около 120 миллионов, так? А мы же судим по тем, кто оставил свой письменный след - таких гораздо меньше. И, если говорить о духовной пище, то нужно бы оценить потребление литературы и периодики крестьянскими массами. Это было бы весьма интересно. Есть ли такие данные? Вот по городскому сословию такие данные конца 19 - начала 20 века есть. Например, количество и тираж периодической печати в городах. А вот что происходило в 50-60 верстах от города? Как там потребляли пищу духовную и каков был ее состав?


Вот Псалтырь кончим, начну я с тобой Евангелие читать
Упс... Запамятовал, видать....

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail