Я их с детства люблю и иногда о них думаю. Вот и захотелось записать. А текст для украшения щедро посыпал картинками.
Получилось как обычно длинно, поэтому прячу.
читать дальше
Речь исключительно про дизайн. Никаких технических вопросов я не касаюсь. А слово "внедорожник", - очень условное, под которое сегодня попадают даже переднеприводные кроссоверы.
Изначально внедорожные автомобили зародились для выполнения сугубо утилитарных, в первую очередь военных, задач. И они сильно отличались от городских автомобилей. Над ними не корпели дизайнеры. Их внешний вид диктовался рациональностью.
Как трактор, экскаватор или комбайн, они просто служили для выполнения определенных задач.
Да и вне войны, внешний вид таких машин оставался очень "специальным". Они не пытались быть красивыми и понравится покупателю. Они должны были быть функциональными.
В 79ом Мерседес выпустил свой первый Гелендваген, ставший иконой на долгие годы.
Конечно, над ним дизайнеры уже работали, и в нём очень удачно совпали две вещи: простота, необходимая для "рабочей лошадки", и тогдашняя мода на простые, без лишних изгибов, прямые кузовные панели. Тогда, в конце 70ых, был самый пик популярности угловатого, рубленного дизайна.
Странно только то, что такую машину сделал элитарный Мерседес, а не народный Фольксваген.
А потом пришёл "биодизайн". С середины 80ых автомобили начали округляться, стремясь превратиться в обмылки, без единой прямой линии. Внедорожники тоже хотели быть модными, появились кроссоверы. И даже самые мужественные "проходимцы" стали больше походить на добрые семейные универсалы
Внедорожный автомобиль перестал кардинально отличаться от своих городских собратьев. Даже запасное колесо всё чаще стало прятаться внутрь багажника.
У некоторых последней отличительной чертой оставался лишь "кенгурятник" спереди. Да и то, часто просто декоративный...
В новом столетии округлость уже всем надоела, и постепенно выработался новый стиль, который трудно описать словами. Он и угловатый и округлый одновременно. Линии, выстраивающие форму кузова, образованы пересечением изогнутых плоскостей. То есть вроде всё округлое, но при этом везде острые грани. Мне кажется, эта мода уже на излёте, и грядёт нечто новое...
Но это уже другая история.
Я хотел о другом.
На рубеже столетий дизайнеры, в поисках новых идей, начали баловаться и обращаться к ретро стилю. Тогда возникла знаменитая реинкарнация Жука:
Или знаменитый Fiat 500:
Или вот такой смешной Крайслер PT Cruiser:
Да много их было. И некоторые очень даже заходили...
И тогда же (возвращаясь к внедорожникам) компания Nissan, попробовала сделать кроссовер, в котором смутно угадывались мотивы угловатых вездеходов далёкого прошлого:
Первые два поколения Икс-Трейлов оказались очень популярными именно благодаря своей необычной тогда брутальности. Жаль, что начиная с третьего поколения Ниссан с этой темы почему-то соскочил. Как можно было отказаться от такой удачной и перспективной фишки!?...
На сегодняшний день в дизайне внедорожных машин черты изначальных работяг сохранились лишь в некоторых моделях.
В первую очередь, это конечно Джип Вранглер, - самый прямой наследник знаменитого Виллиса с первой картинки
Хаммер вот тоже... Наследник чисто армейского вездехода HMMWV. Но Hammer 3 сегодня, - это что-то ближе к пародии...
Конечно Гелендваген. Это надо было умудриться нарисовать такую машину, которая без существенных изменений уже почти 50 лет остаётся в тренде. Кстати, он изначально создавался одновременно и для армии, и для гражданской продажи
Ну ещё сюда можно включить Suzuki Jimny. В отличии от огламурившейся внешне Toyota Land Cruiser, он свой первоначальный стиль сохранил:
А почему бы не добавить в этот список наш УАЗ Хантер (в девичестве УАЗ 469)?
В отличии от Патриота и Нивы, он не пытался влезть в "городской костюм", а продолжает ходить в "рабочей спецовке".
тут надо отметить, что УАЗику досталась такая долгая жизнь не от его гениальной конструкции, а от отсутствия ему альтернатив... )
Наверняка и ещё такие машины есть. Эти - первое, что в голову пришло..
Так к чему же я всё это пишу? А вот к чему.
Сейчас на нас как из рога изобилия сыпятся всё новые и новые модели китайцев. Среди них конечно куча модных ныне кроссоверов. Они пытаются удовлетворить любые потребности и уловили некий запрос, на "мужественную", простую и брутальную машину в "квадратном" стиле. Пусть не по конструкции, но хотя бы внешне такую )
Их вышло уже несколько, я не успеваю их отслеживать!
Кажется первым был Haval Dargo (он же Haval Big Dog):
Одновременно с ним вышел Great Wall TANK 300 (с рамным кузовом, кстати!)
(Теперь уже есть и Tank 500 и Tank 400)
Вот вот начнут продавать Chery Jetour Traveler
тоже в общем, "квадратный"...
Весной выйдет BAIC BJ40 (китайский закос под Вранглер)
И это только за последние три года.
И это только то, что продаётся за пределами Китая.
И это только то, что я заметил. Их так много, что за всеми не уследишь..
И наверняка впереди будет ещё много такого дизайна.
Такая вот формируется мода. Пусть это ненастоящая функциональность и рациональность, а только её видимость. Я бы назвал это "стиль "дровосека". Он как бы намекает: смотрите, я не как все, я не гонюсь за роскошью. Мне не нужен хром или перламутровый окрас. И я не спортсмен-гонщик, мне не нужны аэродинамические спойлеры и глупая низкопрофильная резина. Я делом занимаюсь и тачка моя заточенная на поход в глушь, где никто не бывал. Она без лишних понтов и украшений. У меня замки капота и дверные петли снаружи! И запасное колесо тоже, я его часто меняю. И защитный пластиковый обвес везде. На больших болтах, чтобы я откручивал их большим гаечным ключом. Я чел серьёзный и мужественный )
Те у кого на настоящий рамный вездеход денег нет (да часто и надобности в нём тоже нет)), теперь могут купить себе обычную машинку, но в доспехах грозного вездехода.
Такая вот игра в имитацию..
И сам я тоже из этих ) Я бы купил себе такую псевдокрутую машину.
Но в свете некоторых, всем известных событий, теперь это невозможно. Но о грустном не буду...
)