Вот, написал огрёёёмный пост про свой электровелосипед. Как выбирал и что получилось. И свои самые первые впечатления, после пока первых 100 км пробега.
КАК ЭТО ПРИДУМАЛОСЬ
читать
История такая: в январе 2008 я купил себе кросскантрийный хардтэйл Merida Mats TFS 500 Disk (2007) 20'

Вполне себе крепкий середнячок: Shimano Deore спереди и Deore XT сзади. Правда, вилка дурацкая, эластомерная. (Думал заменю... но не заменил до сих пор! ))
Постепенно понял, что езжу 95% по асфальту, и внедорожник с мощной рамой мне не нужен. Шоссер, - это уж слишком хрупко, а вот "гибрид", - самое то. И я стал мечтать о лёгком городском гибриде с 28 колёсами. Но по запросу "гибрид" в интернете мне всё чаще стали попадаться совсем другие велосипеды...
(Возможно, в ближайшее время, термин "гибридный велосипед" в русском языке изменит своё значение. Если сейчас так называют смесь шоссейного и горного велосипеда, то скоро это слово будет означать электропривод! Именно приставка "Hybrid" стоит в названиях европейских электровелосипедов!)
Итак, идея о том, чтобы всё время ехать как с горки, очень заинтересовала. И я стал приглядываться внимательнее: а что собственно это такое, какие они бывают, и сколько это стОит?
КАК ЭТО ВЫБИРАЛОСЬ
читать
Изучив рынок мне стало понятно следующее: есть электровелосипеды дорогие, а есть очень дорогие. (Есть ещё и сверхдорогие, но о таких речь не идёт))
А ещё есть электровелосипеды "обычные", а есть мощные.
Но это совсем не значит "чем мощнее, тем дороже". Всё немного сложнее.
Если вкратце, то суть в следующем: есть Европа, а есть Азия. в Европе действуют строгие правила, - мощность электровелосипеда не должна превышать 250 ватт (и максимальная скорость ограничена 25км/ч, дальше мотор выключается, крутите педали сами). Если больше 250w, то это уже электроскутер, - покупайте страховку, шлем, права,аптечку, огнетушитель и ещё бог знает что. В общем, европейский электровелосипед, - лёгкий и красивый, тихо и ненавязчиво поможет въехать в горку и побыстрее разогнаться, но... он дорогой: от 50 до 200 тысяч рублей.

В Азии всё наоборот. Никаких строгих регламентов нет, поэтому там делают любые моторы: 350w, 500w, 750w, 1000w и больше. И конечно, китайские электровелосипеды намного дешевле (20 - 70 тыс. руб), но... Все они такие "китайские"!
Как я ни присматривался к ним, как ни уговаривал себя, но так и не уговорил. Ну не лежит у меня душа к таким вот конструкциям:

Поэтому, я выбрал третий вариант: оказалось, что в продаже есть готовые комплекты, для переоборудования обычного велика на электротягу. Это тоже дорого, но дешевле (тысяч от 30, и до бесконечности). Зато можно самому подобрать мотор, емкость аккумулятора и т.п. И моя старая, но крепкая Merida, вполне подходит в качестве донора.
КАК ЭТО СОЗДАВАЛОСЬ
читать
Сначала определился с типом привода. На каретку - лишняя цепь, шум и некрасиво. Значит мотор-колесо!
Потом тип мотора: редукторный! Только он, благодаря наличию обгонной муфты, имеет накат (не затормаживает колесо магнитами при движении на одних педалях). Мощность - 500 Ватт. Собственно, почти самый мощный из редукторных.
Потом аккумулятор. Вроде как самый продвинутый на сегодня, - литий-железо-фосфатный (LiFePo4). Что ж, гулять так гулять, - беру его! Напряжение (это тяга) - 48v. Емкость (от неё зависит пробег), - средняя, - 12Ач. Больше, - уж слишком тяжёлый.
Контроллер, - ничего в них не понимаю. Взял тот, который ток побольше выдаёт - 25А (от максимального тока зависит максимальная скорость)
Так как сам я в электричестве дуб дубом, я позвонил в первый попавшийся по запросу "сборка электровелосипедов" сайт (им оказался voltbikes.ru) и попросил помочь в подборе компонентов и сборке.
Покупал всё в БайкМастере, а купив, привёз Сергею из ВольтБайка. Именно ему, - огромное СПАСИБО за сборку и консультации!
Теперь развлекаюсь, переставляю всё с места на место, затачиваю под себя )
Всё купленное в сумме обошлось в 43 000 руб
КАК ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ
читать
Сфотографировать велосипед чистым не представляется возможным. Пока вдоль дорог текут ручьи, грязь - мой неизбежный спутник:

Все электрические внутренности спрятаны под чехлом. Он из непромокаемой ткани и сшит по размеру рамы там же, в ВольтБайке. Подумываю превратить его в жёсткий короб.
(Кому интересно, на главном форуме всех электровелосипедов Электротранспорт.ру есть целая тема "Наши е-байки" с фотографиями. Там сотни разных вариантов, как можно спрятать электропотроха от дождя и любопытных глаз)
А это вид на штурвал с места пилота:

Пропуская тормоза и манетки слева направо:
- Три кнопочки управления дисплеем.
- Фара.
- Дисплей. Показывает всё то же, что и обычный велокомп, плюс текущую мощность, разрядку аккумулятора и уровень поддержки PAS (пока дисплей не полностью работает)
- за дисплеем термометр, показывает погоду (на фото не виден))
- ручка "газа". Это коробочка с красной кнопкой (вкл/выкл мотора) и лепестком-рычажком под большой палец правой руки. На коробочке диоды-индикаторны залепил изолентой, - ночью слишком назойливо светят в лицо)
- на правой рожке мой старый велокомп. Пока не доделан основной дисплей, контролирую скорость им.
- на раме "магнитола" (мп3 плеер в который втыкаю наушники))
КАК ЭТО УСТРОЕНО
читать
Чехол на липучках легко расстёгивается, а под ним вот что:

Зелёная коробка, - это аккумулятор. Самый тяжелый и самый дорогой компонент. (Ширина 11см. Нет, крутить педали не мешает)

Алюминиевая штуковина, - это контроллер. Мозг, к нему сходятся все провода.
Чёрный чехольчик над ним, - батарейка для фары (в планах запитать её от большого аккума)
Во втулке заднего колеса мотор Bafang CST. Дропаут укреплён дополнительной пластиной:

CST означает "кассета". Кажется, это единственный мотор позволяющий установить на место свою родную кассету (на остальные нужно ставит трещётку). С правой стороны из оси выходит провод питания:

Обод усиленный, широкий (31мм, вместо 24мм стандартного).
Замок зажигания (обесточивающий всю систему) пока здесь:

Уже был и на руле, и на раме... Всё никак не найду ему удобного места )
Вот собственно и всё..
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
читать
Если раньше все спрашивали меня: "сколько же ты едешь от дома на работу?", то теперь первый вопрос: "на сколько хватает батарейки?" )
Отвечаю на этот и другие вопросы цифрами:
Пробег:
Точно замерить трудно. По расчётам - 40км без педалей вообще. Но это по плоскости и без разгонов/торможений. В реальности так не бывает. Но с другой стороны, и "без педалей вообще" я не езжу. Так что можно ответить так:
30 км - как минимум, только на ручке, разгоны в режиме "газ в пол"
55 - 65км - в моём обычном режиме
Большее 65км - в режиме активного педалирования.
Зарядка:
От обычной розетки. В комплекте к аккумулятору есть зарядное устройство (на 2А), полная зарядка - 7 часов.
Скорость:
Максималка очень удивила (я расчитывал на 40км/ч). Оказалось 53.1! Но цифра не окончательная. Не так-то просто найти в Москве совершенно горизонтальные 500 метров асфальта без машин, людей и светофоров )
UPD: окончательно установлено, - 54,9 км/ч !
Разгон:
Редукторный мотор стартует очень резво и ровно. Свои измерения я нарисовал на бумажке:

Это БЕЗ педалей и с моей 100кг тушкой на борту )
Вес:
27 килограммов. Прибавилось примерно 12кг (5кг мотор + 6кг аккум + остальное). Для такого е-байка это неплохо, но с непривычки, вес пугает. Если сядет батарейка, то в горку ехать, мягко говоря, тяжеловато )
Звук:
Жужжит электромотор негромко. На дороге его вообще не слышно, а когда въезжаешь в тихий двор, то немного слышно. Но вообще-то мне пофиг, я всегда в плеере езжу )
КАК ЭТО ЕЗДИТ
читать
Манера езды на таком велосипеде сильно отличается от обычного. Я ещё сам только учусь им управлять )
Получается, что мотор намного мощнее меня, и не он мне помогает, а я ему. Вернее я не успеваю ему помогать! Нажимаю на "газ" и скорость возрастает так быстро, что не успеваешь переключать передачи для оптимальной помощи педалями.
Пока приспособился так: езжу на максимально скоростной передаче, и лишь перед красным светофором сбрасываю задние звёзды на пару передач вниз. Это позволяет хоть немного помочь мотору при разгоне. А в движении (на подъёмах) просто пытаюсь держать рычажок газа едва нажатым, иначе велосипед легко разгоняется до такой скорости, что помогать педалями уже не хватает каденса! Да, да, даже в гору )
Медленно ездить на этом велосипеде так же трудно, как делать это на спортивном болиде.
Когда доделаю режим PAS (педальный ассистент), с ним снова всё будет подругому. Мотор будет автоматически включаться при вращении педалей. Сила помощи регулируется. Расскажу позже.
КАК ЭТО ПЛОХО
читать
Повышенный расход тормозных колодок.
Вес (в машину трудно стало запихивать)). Но это всё мелочи...
Европейцы не зря ограничивают мощность моторов.Теперь я понимаю, что только до 250W, это ещё велосипед. С более мощным мотором, педали становятся не нужны. Мотор уже не помогает, а делает всю работу сам. Очень трудно заставить себя напрягаться, когда под пальцем этот волшебный рычажок. Так что если для вас важен спорт и подтянутая фигура, не покупайте велосипед мощнее 250 ватт!
А ещё я понял, что придётся попрощаться с гордым званием "велосипедиста". Эти отважные, румяные люди, эти победители пространств чистой мускульной тягой, больше не мои собратья. Обгоняя самых быстрых из них, я не чувствую ни удовлетворения от победы, ни удовольствия от своей собственной силы и выносливости (
КАК ЭТО ХОРОШО
читать
Скорость! В этом слове всё.
Очень выросла средняя скорость. Время пути на работу (преобладают спуски) уменьшилось незначительно. А вот с работы домой (преобладают подъёмы) уменьшилось на треть!
Очень быстрый набор скорости позволяет чувствовать себя увереннее, в потоке машин.
А ещё очень прикольные ощущения на рыхлом и вязком грунте (земле, песке). Там где знаешь, что в обычном случае нужно включать первую переднюю звезду )
По сравнению с обычным велосипедом стало проще с выбором одежды. Холодно, - покрути педали, стало жарко - не крути, ветерок обдует. Душ и обязательный запас белья уже не нужны.
Наверняка, список плюсов и минусов ещё будет пополняться.
1 лошадиная сила, - это примерно 750ватт.
А мощность велосипедиста около 250W. И если добавить к ней ещё 500W, то получится... Конь педальный )


Всё вышеописанное, - лишь самые первые впечатления. Да и допиливать ещё есть чего.
Что ж, поезжу, посмотрю, попривыкну... А там видно будет!
КАК ЭТО ПРИДУМАЛОСЬ
читать
История такая: в январе 2008 я купил себе кросскантрийный хардтэйл Merida Mats TFS 500 Disk (2007) 20'

Вполне себе крепкий середнячок: Shimano Deore спереди и Deore XT сзади. Правда, вилка дурацкая, эластомерная. (Думал заменю... но не заменил до сих пор! ))
Постепенно понял, что езжу 95% по асфальту, и внедорожник с мощной рамой мне не нужен. Шоссер, - это уж слишком хрупко, а вот "гибрид", - самое то. И я стал мечтать о лёгком городском гибриде с 28 колёсами. Но по запросу "гибрид" в интернете мне всё чаще стали попадаться совсем другие велосипеды...
(Возможно, в ближайшее время, термин "гибридный велосипед" в русском языке изменит своё значение. Если сейчас так называют смесь шоссейного и горного велосипеда, то скоро это слово будет означать электропривод! Именно приставка "Hybrid" стоит в названиях европейских электровелосипедов!)
Итак, идея о том, чтобы всё время ехать как с горки, очень заинтересовала. И я стал приглядываться внимательнее: а что собственно это такое, какие они бывают, и сколько это стОит?
КАК ЭТО ВЫБИРАЛОСЬ
читать
Изучив рынок мне стало понятно следующее: есть электровелосипеды дорогие, а есть очень дорогие. (Есть ещё и сверхдорогие, но о таких речь не идёт))
А ещё есть электровелосипеды "обычные", а есть мощные.
Но это совсем не значит "чем мощнее, тем дороже". Всё немного сложнее.
Если вкратце, то суть в следующем: есть Европа, а есть Азия. в Европе действуют строгие правила, - мощность электровелосипеда не должна превышать 250 ватт (и максимальная скорость ограничена 25км/ч, дальше мотор выключается, крутите педали сами). Если больше 250w, то это уже электроскутер, - покупайте страховку, шлем, права,

В Азии всё наоборот. Никаких строгих регламентов нет, поэтому там делают любые моторы: 350w, 500w, 750w, 1000w и больше. И конечно, китайские электровелосипеды намного дешевле (20 - 70 тыс. руб), но... Все они такие "китайские"!


Поэтому, я выбрал третий вариант: оказалось, что в продаже есть готовые комплекты, для переоборудования обычного велика на электротягу. Это тоже дорого, но дешевле (тысяч от 30, и до бесконечности). Зато можно самому подобрать мотор, емкость аккумулятора и т.п. И моя старая, но крепкая Merida, вполне подходит в качестве донора.
КАК ЭТО СОЗДАВАЛОСЬ
читать
Сначала определился с типом привода. На каретку - лишняя цепь, шум и некрасиво. Значит мотор-колесо!
Потом тип мотора: редукторный! Только он, благодаря наличию обгонной муфты, имеет накат (не затормаживает колесо магнитами при движении на одних педалях). Мощность - 500 Ватт. Собственно, почти самый мощный из редукторных.
Потом аккумулятор. Вроде как самый продвинутый на сегодня, - литий-железо-фосфатный (LiFePo4). Что ж, гулять так гулять, - беру его! Напряжение (это тяга) - 48v. Емкость (от неё зависит пробег), - средняя, - 12Ач. Больше, - уж слишком тяжёлый.
Контроллер, - ничего в них не понимаю. Взял тот, который ток побольше выдаёт - 25А (от максимального тока зависит максимальная скорость)
Так как сам я в электричестве дуб дубом, я позвонил в первый попавшийся по запросу "сборка электровелосипедов" сайт (им оказался voltbikes.ru) и попросил помочь в подборе компонентов и сборке.
Покупал всё в БайкМастере, а купив, привёз Сергею из ВольтБайка. Именно ему, - огромное СПАСИБО за сборку и консультации!
Теперь развлекаюсь, переставляю всё с места на место, затачиваю под себя )
Всё купленное в сумме обошлось в 43 000 руб
КАК ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ
читать
Сфотографировать велосипед чистым не представляется возможным. Пока вдоль дорог текут ручьи, грязь - мой неизбежный спутник:

Все электрические внутренности спрятаны под чехлом. Он из непромокаемой ткани и сшит по размеру рамы там же, в ВольтБайке. Подумываю превратить его в жёсткий короб.
(Кому интересно, на главном форуме всех электровелосипедов Электротранспорт.ру есть целая тема "Наши е-байки" с фотографиями. Там сотни разных вариантов, как можно спрятать электропотроха от дождя и любопытных глаз)
А это вид на штурвал с места пилота:

Пропуская тормоза и манетки слева направо:
- Три кнопочки управления дисплеем.
- Фара.
- Дисплей. Показывает всё то же, что и обычный велокомп, плюс текущую мощность, разрядку аккумулятора и уровень поддержки PAS (пока дисплей не полностью работает)
- за дисплеем термометр, показывает погоду (на фото не виден))
- ручка "газа". Это коробочка с красной кнопкой (вкл/выкл мотора) и лепестком-рычажком под большой палец правой руки. На коробочке диоды-индикаторны залепил изолентой, - ночью слишком назойливо светят в лицо)
- на правой рожке мой старый велокомп. Пока не доделан основной дисплей, контролирую скорость им.
- на раме "магнитола" (мп3 плеер в который втыкаю наушники))
КАК ЭТО УСТРОЕНО
читать
Чехол на липучках легко расстёгивается, а под ним вот что:

Зелёная коробка, - это аккумулятор. Самый тяжелый и самый дорогой компонент. (Ширина 11см. Нет, крутить педали не мешает)

Алюминиевая штуковина, - это контроллер. Мозг, к нему сходятся все провода.
Чёрный чехольчик над ним, - батарейка для фары (в планах запитать её от большого аккума)
Во втулке заднего колеса мотор Bafang CST. Дропаут укреплён дополнительной пластиной:

CST означает "кассета". Кажется, это единственный мотор позволяющий установить на место свою родную кассету (на остальные нужно ставит трещётку). С правой стороны из оси выходит провод питания:

Обод усиленный, широкий (31мм, вместо 24мм стандартного).
Замок зажигания (обесточивающий всю систему) пока здесь:

Уже был и на руле, и на раме... Всё никак не найду ему удобного места )
Вот собственно и всё..
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
читать
Если раньше все спрашивали меня: "сколько же ты едешь от дома на работу?", то теперь первый вопрос: "на сколько хватает батарейки?" )
Отвечаю на этот и другие вопросы цифрами:
Пробег:
Точно замерить трудно. По расчётам - 40км без педалей вообще. Но это по плоскости и без разгонов/торможений. В реальности так не бывает. Но с другой стороны, и "без педалей вообще" я не езжу. Так что можно ответить так:
30 км - как минимум, только на ручке, разгоны в режиме "газ в пол"
55 - 65км - в моём обычном режиме
Большее 65км - в режиме активного педалирования.
Зарядка:
От обычной розетки. В комплекте к аккумулятору есть зарядное устройство (на 2А), полная зарядка - 7 часов.
Скорость:
Максималка очень удивила (я расчитывал на 40км/ч). Оказалось 53.1! Но цифра не окончательная. Не так-то просто найти в Москве совершенно горизонтальные 500 метров асфальта без машин, людей и светофоров )
UPD: окончательно установлено, - 54,9 км/ч !
Разгон:
Редукторный мотор стартует очень резво и ровно. Свои измерения я нарисовал на бумажке:

Это БЕЗ педалей и с моей 100кг тушкой на борту )
Вес:
27 килограммов. Прибавилось примерно 12кг (5кг мотор + 6кг аккум + остальное). Для такого е-байка это неплохо, но с непривычки, вес пугает. Если сядет батарейка, то в горку ехать, мягко говоря, тяжеловато )
Звук:
Жужжит электромотор негромко. На дороге его вообще не слышно, а когда въезжаешь в тихий двор, то немного слышно. Но вообще-то мне пофиг, я всегда в плеере езжу )
КАК ЭТО ЕЗДИТ
читать
Манера езды на таком велосипеде сильно отличается от обычного. Я ещё сам только учусь им управлять )
Получается, что мотор намного мощнее меня, и не он мне помогает, а я ему. Вернее я не успеваю ему помогать! Нажимаю на "газ" и скорость возрастает так быстро, что не успеваешь переключать передачи для оптимальной помощи педалями.
Пока приспособился так: езжу на максимально скоростной передаче, и лишь перед красным светофором сбрасываю задние звёзды на пару передач вниз. Это позволяет хоть немного помочь мотору при разгоне. А в движении (на подъёмах) просто пытаюсь держать рычажок газа едва нажатым, иначе велосипед легко разгоняется до такой скорости, что помогать педалями уже не хватает каденса! Да, да, даже в гору )
Медленно ездить на этом велосипеде так же трудно, как делать это на спортивном болиде.
Когда доделаю режим PAS (педальный ассистент), с ним снова всё будет подругому. Мотор будет автоматически включаться при вращении педалей. Сила помощи регулируется. Расскажу позже.
КАК ЭТО ПЛОХО
читать
Повышенный расход тормозных колодок.
Вес (в машину трудно стало запихивать)). Но это всё мелочи...
Европейцы не зря ограничивают мощность моторов.Теперь я понимаю, что только до 250W, это ещё велосипед. С более мощным мотором, педали становятся не нужны. Мотор уже не помогает, а делает всю работу сам. Очень трудно заставить себя напрягаться, когда под пальцем этот волшебный рычажок. Так что если для вас важен спорт и подтянутая фигура, не покупайте велосипед мощнее 250 ватт!
А ещё я понял, что придётся попрощаться с гордым званием "велосипедиста". Эти отважные, румяные люди, эти победители пространств чистой мускульной тягой, больше не мои собратья. Обгоняя самых быстрых из них, я не чувствую ни удовлетворения от победы, ни удовольствия от своей собственной силы и выносливости (
КАК ЭТО ХОРОШО
читать
Скорость! В этом слове всё.
Очень выросла средняя скорость. Время пути на работу (преобладают спуски) уменьшилось незначительно. А вот с работы домой (преобладают подъёмы) уменьшилось на треть!
Очень быстрый набор скорости позволяет чувствовать себя увереннее, в потоке машин.
А ещё очень прикольные ощущения на рыхлом и вязком грунте (земле, песке). Там где знаешь, что в обычном случае нужно включать первую переднюю звезду )
По сравнению с обычным велосипедом стало проще с выбором одежды. Холодно, - покрути педали, стало жарко - не крути, ветерок обдует. Душ и обязательный запас белья уже не нужны.
Наверняка, список плюсов и минусов ещё будет пополняться.
1 лошадиная сила, - это примерно 750ватт.
А мощность велосипедиста около 250W. И если добавить к ней ещё 500W, то получится... Конь педальный )


Всё вышеописанное, - лишь самые первые впечатления. Да и допиливать ещё есть чего.
Что ж, поезжу, посмотрю, попривыкну... А там видно будет!
А вообще, конечно, если аккумулятор не забывать заряжать - самое то для поездок "на подальше" по холмистой местности )
Да, это уже пожалуй ближе к мотоциклу - такая скорость!
smeagol2, спасибо!
Многогран-ник, для зарядки аккумулятор не снимаю, он там закреплён крепко накрепко. Один из проводов (на фото это серый жгутик, лежит на аккумуляторе) кончается специальным разъёмом. В него вставляется провод от зарядного устройства. Вот, кстати, надо мне этот серый провод так закрепить, чтобы он из чехла торчал (чтобы чехол каждый раз при зарядке не снимать!). Но при этом, разъём от дождя защитить.
До работы от меня примерно 15км. На три поездки (туда-обратно-туда) - точно хватает, проверял. А вот на четвёртую - пока не знаю (для чистоты эксперимента нельзя по вечерам кататься, а я катаюсь))
Велосипеду всего неделя, ещё не успел все испытания на дальность провести!
san@rain, Понимаю о чём ты...
По правде сказать, я тоже несколько растерян... Пока не могу разобраться в сложной гамме своих чувств. Как будто за яркими достижениями, преимуществами и подавляющим превосходством, что-то важное утерялось. А что, - не понимаю.
Успокаиваю себя тем, что радость от быстрого и бесшумного перемещения в пространстве, никуда не делась (а может быть даже и увеличилась пропорционально скорости)).
*
Думаю, что под потребности большого города велосипед с моторчиком хорошо подходит.
Интересно бы ещё узнать, что за дорога.. У меня она в основном состоит из очень маленьких участков, светофоров, перекрёстков, тротуаров, отрезки метров по сто-двести. Только когда обратно еду - может пару километров шоссе, правда, светофоров штуки 4-5.
А обратно еду немного другим путём, треть дороги вдоль по набережной Москвы-реки, - по велодорожке! )
Мне тоже очень понравился дизайн дневника)
Будет время, попробую немного "подпилить" его под себя...
san@rain, я понял, чего теперь не хватает: добравшись до цели, не хватает приятной усталости! Этого ощущения отдыхающих после трудной работы мышц. И удовлетворения: "да я сделал это!" )
хотя в моем случае это не совсем так, я скорее просто радуюсь, что еду сама и что это не машина......, а скорость которую создаю сама - не механизмы....