Наверное, самый близкий мой приятель здесь на diary Многогран-ник, спросил меня о том, какое отношение я имею к холодному оружию. Я пообещал рассказать эту длинную историю, но она оказалась ещё длиннее, чем я предполагал. Прям автобиографическая исповедь получилась, целый роман.. )
Поэтому прячу всё это многобуквие под море
Вернулся я из армии в конце 1992 года совершенно в другую страну. За 2 года неузнаваемо изменилось всё. Как будто в капстрану попал: ларьки с разноцветными бутылками, Amaretto, Royal, иностранные сигареты, по телеку реклама!... Ничего не понимаю.. Как теперь тут жить? Что нужно делать? Обратно в институт?.. Нет, "многоканальная электросвязь" это совершенно непонятная и чуждая мне область. Надо что-то другое.. Все торгуют. Деньги, деньги, деньги. Основная ценность, цель и смысл. Купить дёшево и продать подороже. Странно, раньше это называли спекуляция, а сейчас "бизнес". И даже как-то почётно..
Приехал я к 6 утра в редакцию "Московского комсомольца", купил там пачку газет, и уехал на самую дальнюю станцию метро. Встал там в подземном переходе. Люди просыпались и шли на работу. А в метро тогда все читали газеты..
Но уже скоро вокруг меня выстроились другие такие же газетчики (в основном пенсионеры), страшно недовольные тем, что здесь появился новый конкурент. "Здесь место куплено!" кричали они, а один дед даже замахивался костылём.. В общем мне не понравилось.
Хотя газеты у меня раскупили быстро. Помню что за одно это утро я заработал себе на месячный проездной. Не помню уж сколько они тогда стоили...
Потом я пару раз выходил на работу охранником в каком-то ночном клубе. Кажется это был стрип-клуб, потому, что в коридоре, где располагались гримёрки, никого не стесняясь то и дело сновали девушки топлес...
В одной из комнат стояла дорогущая аудиоаппаратура. Ночью мы слушали музыку на каких-то золотых дисках. Как виниловые, но металлические, золотого цвета. До сих пор не знаю, что это за носитель такой был.
А еще в ящике стола там валялся бесхозный газовый пистолет. Огромный и тяжёлый. Я засовывал его себе под ремень, прикрывал свитером и ощущал себя крутым парнем из американских видеофильмов.
Слава богу инцидентов никаких не случалось. Но мне тоже не понравилось. Вообще не моё...
Потом я попал на стройку. Это уже было намного интереснее! Экспоцентр устроен так, что некоторые помещения расположены на первом уровне, а над ними дороги, или просто асфальтовые площади. Видимо построено было по советски криво и у них постоянно текли потолки. Мы занимались тем, что вскрывали асфальт и гидроизолировали. Основная часть работы - долбление асфальта отбойным молотком. Мне нравилось. Правда! ) А потом ехала сложная американская машина заливавшая слой жидкой резины.И сверху за нами (уже другие) укладывали асфальт снова.
Запомнилось три вещи: нужно было приезжать туда строго к 8 утра, (вставал каждый день в 5:45 и дико не высыпался). Работать весь день на улице, - это адски тяжело. Если это не лето, то мёрзнешь постоянно. Психологически это очень выматывает.
И ещё путч 1993 года, который я наблюдал в непосредственной близости.
Проработал я там с февраля, до октября 93 года и потом устроился в фирму, занимавшуюся художественным оружием.
Потом, когда меня спрашивали: "кем ты работаешь?", мне всегда было сложно сформулировать это коротко и ясно кто я? Слесарь? Ювелир? Художник?..
Но тут наверное, нужно рассказать о моей маме. Она историк, и пол жизни проработала в музее. Начала лаборанткой в отделе оружия Оружейной палаты Московского Кремля и доросла там до зав. отделом. Однако в 90-ые ушла в "свободное плаванье" и сейчас знаменитость в этом узком кругу историков специалистов по холодному оружию. Написала множество книг, статей. И по сей день заседает во всяких жюри, проводит экспертизы.. Она и устроила меня в одну из... а точнее, на тот момент единственную в Москве фирму (кооператив?) занимавшейся холодным оружием.
(это я к тому, почему рукастые ребята взяли себе на работу такого неумеху как я)) благодаря уважению к моей маме))
Снимали часть цеха на совершенно пустом заводе. В цеху стояли исправно работающие станки, молот, термичка.. А из рабочих лишь два окончательно спившихся дядьки, почти бомжи, которые бухали круглосуточно. Тогда в Москве было полно таких заводов. Это уж позже все эти цеха переделают под "спортмастеры" и прочие торговые центры...
Изначально фирма наша собралась из дуэта металловеда, кузнеца, утверждавшего, что он открыл утерянный секрет дамасской стали и увлечённого холодным оружием слесаря-художника. Но на тот момент когда пришёл я, коллектив вырос уже человек до десяти. Фирма росла, требовались руки. Двое-трое занимались ковкой клинков, двое шлифовали, остальные занимались отделкой, - рукояти, ножны..
В то время не было чёткого понимания, куда развиваться? Подолгу делать сверхдорогие фантазийные вещи? Ставить на поток простые, но функциональные охотничьи ножи? Делать копии музейных вещей? Или вообще муляжи для реконструкторов? В итоге делали всё подряд. Пробовали делать даже полностью русского воина: одели на манекен пластинчатый доспех, шлем, меч... Очень хорошо шла япония. Видеофильмы с самураями сформировали ажиотажный спрос на катаны, вакидзаси и прочие танто. Главный наш козырь был, - клинки. Только настоящий дамаск. Возможно, что первый в России в те годы..
Продавалось всё это через посредников каким то мутным личностям в малиновых пиджаках. "Новые русские" не жалели денег за Настоящую Вещь. И для охоты, и в подарок.. Да и коллекционеры начали появляться.
Я в весь этот бизнес не очень вникал. Для меня, двадцатилетнего, открылся целый мир: инструменты, станки, разные материалы, да ещё и оружие! Интересно.
Ведь в детстве мама часто брала меня на работу, и я можно сказать вырос среди шкафов со шпагами, палашами и саблями )
Но главное, - это была полная свобода творчества. Никакого диктата сверху, делай что хочешь.
То есть, я сам рисовал будущий нож, сам придумывал его декор. Вырезал из картонки шаблон, отдавал его кузнецам, и мне возвращался готовый клинок по заданной форме. Дальше я делал рукоять, ножны (позже ножны стали делать другие люди, специалисты по коже), и получал за готовое изделие хорошие деньги. Мало того, что безумно интересно, так еще и платят за это!...
Сначала я совсем ничего не умел, кроме как на уроках труда в школе не держал в руках никаких инструментов. Но как-то быстро освоился. Сначала совсем простая слесарка, - напильник, ножовка и молоток, потом познакомился с фрезерным станком. Позже попробовал ювелирку: пайка, скань, эмаль, насечка по дереву. Но в целом, серьёзно никакую технику освоить я так и не успел. Странно, но эта целая эпоха в моей жизни продолжалась всего-то года два - три...
Так вышло, что фирма наша распалась на две части. А я выбрал ту половину, которая еще через пол года развалилась совсем.
Сейчас я не очень понимаю, почему тогда, в конце 1995, я не вернулся к тем ребятам которые остались в первой половине (кстати, фирма эта жива и здравствует до сих пор!), а ушёл работать в музей.
Сложно сказать. То ли хотелось стабильной зарплаты. То ли были ещё мысли получить таки высшее образование..
Вообще-то, я планировал попасть в реставрацию. Там у них и станки отличные, и материалы любые.. Занимайся чем хочешь, теми же ножами (насколько мне рассказывали, музейные реставраторы процентов 90 своего времени занимаются левой подработкой). Но в реставрации мест пока не было. Предложили месяцочек - другой подождать, поработать в выставочном отделе... И как-то я незаметно застрял в нём навсегда.
Нет, первые лет пять я еще продолжал делать ножи дома, пытался оборудовать мастерскую на балконе. Сам покупал клинки и продавал потом готовый нож. Но постепенно это заглохло. Не умею я так, совмещать два дела. Приходишь с работы уставший, не до ножей уже..
Да и прибыли это не приносило: за обычный слесарный нож, с минимумом украшательств я получал 100 - 150 долларов (а из них 30 клинок стОил).
К тому же, в эту область вдруг хлынул народ. Начали открываться другие фирмы, появилось множество мастеров. Выставки... Куда мне со своей кустарщиной.
А сейчас вообще, интернет, ролики на ютубе. Каждый второй уже специалист оружейник..
Где-то лет 10 назад, Гильдия мастеров оружейников решила организовать свою выставку в здании Госдумы. Современные мастера художественного оружия. И по иронии судьбы выставку эту монтировал я. Свозил витрины, крепил вещи, свет. Приклеивал этикетки с хорошо знакомыми мне именами...
На открытии повидал много старых знакомых. "Мишаня! Это ты что ли?.. Какими судьбАми ты здесь?"
"Да вот.. Выставками теперь занимаюсь.."
Было грустно )
Теперь вот стараюсь про всё это не вспоминать. Почему-то болезненная для меня тема.
Вернуться туда сейчас? Не.. Вообще не вариант. Да и изменилось уже всё сильно...
Вот зато увлёкся велосипедами в последнее время ) Хотя вообще-то, уже больше 10 лет этому хобби! Но теперь моё увлечение не совпадает с работой. Разве что наличие своей мастерской помогает. И пока ещё не совсем режимный объект у нас. Пока еще можно вечерами оставаться и заниматься любимым делом. Но если наша служба безопасности и это мне когда-нибудь запретит, тогда уволюсь на фиг. Нет у меня никакой привязанности к музею.
Вот тогда поеду в родные "Русские палаты" обратно проситься: "ребята, возьмите меня подмастерьем! Согласен на любую, самую тупую механическую работу" Может быть кто-то из них меня ещё вспомнит?...
Наверное, самый близкий мой приятель здесь на diary Многогран-ник, спросил меня о том, какое отношение я имею к холодному оружию. Я пообещал рассказать эту длинную историю, но она оказалась ещё длиннее, чем я предполагал. Прям автобиографическая исповедь получилась, целый роман.. )
Поэтому прячу всё это многобуквие под море
Поэтому прячу всё это многобуквие под море